В МОУ Можаров-Майданская СШ сложилась традиционная система воспитательной работы, которая реализуется: в процессе обучения - урочная деятельность, во внеурочной внеклассной деятельности в стенах школы, во внешкольной внеурочной деятельности при участии социальных партнеров.
Воспита деятельность предусматривает формирование стратегии и тактики, основанных на компетентностном подходе. Главным в воспитании считается формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Традиционными источниками нравственности являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство, литература, природа. Более высокой ступенью духовно- нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет.
Воспитательная деятельность направлена на всестороннее гармоничное развитие личности и включает в себя следующие направления:
Гражданско-патриотическое
Нравственно-эстетическое
Экологическое
Физкультурно-оздоровительное
Правовое
Трудовое
Самоуправление в школе и классе
Проектная деятельность
Методическая работа
Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма
Управление воспитательным процессом осуществлялось на уровне всех участников образовательной деятельности. Наряду с администрацией, в решении принципиальных вопросов воспитания, развития школы участвуют Совет учреждения и Совет обучающихся. Праздники и досуговые мероприятия являются полноправной частью учебно-воспитательного процесса. Обучающиеся добровольно выбирают вид деятельности по интересам. Совместная подготовка к праздникам, конкурсам и их проведение – настоящая школа творчества и общения, гарантирующая заряд бодрости и креатива.
Школьные традиции отражают направленность, дух и стиль нашей школы, и насчитывается немало давних традиций гражданского, патриотического, трудового, культурного, нравственного направлений воспитания школы:
• День Знаний.
• День Учителя – день самоуправления.
• Предметные недели.
• Экологические субботники и месячник по благоустройству школьной территории.
• Празднование Дня Победы.
Участие ВПК «Спасатель» в Вахте памяти.
Бессмертный полк.
• Выборы в органы ученического самоуправления.
• День матери.
• Праздники Международного женского дня, Дня защитников Отечества;
«Масленица», «Зарница»
• Вечера: «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад», «Вечер юмора».
• Праздник последнего звонка и выпускной вечер.
• Общешкольные еженедельные линейки.
Школьный календарь включает в себя не только традиционные мероприятия, а также народные, профессиональные, государственные даты.
Внеурочная деятельность
В соответствии с ФГОС НОО и ООО основная образовательная программа начального общего образования и основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. ВД реализуется по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное
2. Духовно-нравственное
3. Социальное
4. Общеинтеллектуальное
5. Общекультурное
Внеурочная деятельность в МОУ Можаров-Майданская СШ осуществляется:
- во внеурочное время;
- через организацию деятельности ученических сообществ;
- в рамках классного руководства (экскурсии, мероприятия в рамках воспитательной работы класса и школы, классные часы);
- через внеурочную деятельность по учебным предметам;
- через организацию деятельности ГПД;
- через организационное обеспечение учебной деятельности;
- в рамках организации педагогической поддержки социализации и обеспечение благополучия обучающихся;
Цель внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей на основе добровольного выбора.
Основные задачи:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;
- расширение рамок общения с социумом;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение учащихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- воспитание у учащихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Дополнительное образование
Дополнительное образование в МОУ Можаров-Майданская СШ ведется по программам следующей направленности:
- техническая;
- художественная;
- физкультурно-спортивная;
- социально-педагогическая;
.Вшколе функционируют 13 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности: техническая – «Умелые руки», художественная – «Художественная лепка», «Волшебный крючок», «Изонить», «Живая глина», «Папье-маше», физкультурно-спортивная – «Юный спасатель», «Настольный теннис», «Здоровое будущее», «Здоровейка», «Юный шахматист», социально-педагогическая – «Путь к успеху», «Занимательный английский». Выбор профилей осуществлен на основании опроса обучающихся и родителей.
Работа с родителями
Работу с родителями мы ведём через вовлечение в образовательную деятельность, повышение психолого-педагогических знаний родителей. При работе с родителями используются такие формы работы, как родительские собрания, индивидуальные консультации, родительский лекторий, круглые столы, родительские конференции, беседы с родителями врачей-специалистов, сотрудников правоохранительных органов.
Работа с социальными партнёрами
Школа тесно сотрудничает:
- Гражданско-патриотическое направление: Пильнинский военкомат, пожарная часть, Можаров-Майданская сельская администрация, Пильнинский отдел МВД;
- Эколого-краеведческое направление: Пильнинский краеведческий музей, Можаров-Майданская сельская библиотека, Совет ветеранов с. Можаров-Майдан, МДОУ Можаров-Майданский детский сад «Сказка», Можаров-Майданский СДК;
- Формирование безопасного образа жизни: Спортивная школа, Пильнинский отдел МВД, Пильнинский отдел ГО ЧС;
- Развитие детского самоуправления: Пильнинский центр детского творчества, Можаров-Майданский СДК, Пильнинское УОМПС;
- Нравственно-эстетическое направление: Пильнинская школа искусств им. Ляпунова, Можаров-Майданская сельская библиотека, МДОУ Можаров-Майданский детский сад «Сказка», Можаров-Майданский СДК;
Инновационная деятельность
С целью разработки модели воспитательной системы школы, направленной на устойчивость качественных результатов профилактической работы, МОУ Можаров-Майданская СШ с 2016 по 2019 г.г. является участником сетевого инновационного проекта «Проектирование воспитательной системы образовательной организации как условие профилактики асоциальных проявлений в школьной среде», на основании приказа ГБОУ ДПО НИРО от 05.10.2016г. № 254
Школьная служба медиации
Школьная служба медиации создана в 2015-2016 учебном году. В школе издан приказ о функционировании школьной службы медиации, об инициативной группе, участвующей в работе службы школьной медиации, разработано положение, план работы школьной службы медиации.
Куратором школьной службы медиации является школьный педагог-психолог, которая прошла курсовую подготовку по программе дополнительного профессионального образования «Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов среди несовершеннолетних». Кроме того, 13 педагогов приняли участие в дистанционном информационно-образовательном проекте «Медиация в образовании».